Тупизм менеджеров по персоналу продолжение

Как правильно проводить собеседования и отбор кандидатов

 Николай Рысёв - один из известных российских бизнес-тренеров, Генеральный директор компании Recont, автор шести книг-бестселлеров по менеджменту в одной из своих книг  приводит пример невежества со стороны менеджеров по персоналу.

 "Невежа" и "невежда" - одно и то же. Образовано от "не" и "ведать", то есть "знать". И невежда, и невежа - так говорили о людях, во-первых, неученых, а во-вторых, о тех, кто "не наблюдает в поступках учтивства".

  Невежа - древнерусское слово, образованное от вежа "знаток" с помощью приставки не-, а невежда, как и другие слова с сочетанием жд (одежда, между, рождать, вежды "глазные веки" - уст.), из старославянского языка. Еще в 19 веке исконное невежа и старославянское невежда были синонимами и обозначали "необразованный, малосведующий человек, неуч".

  Я могу привести десятки примеров этого самого невежества со стороны менеджеров по персоналу лично из своего опыта. И постоянные проблемы в кадровой политике в некоторых  компаниях  (причем зачастую очень даже известных) ярко это демонстрируют.

   Предваряя очередную статью, хочу отметить один факт. Ещё во времена службы в армии, я очень часто наблюдал бестолковость со стороны командиров всех рангов. Но это была армия и было временно. Самое интересное началось потом, когда я устроился на завод (штатная численность около 10 000 человек). Нескончаемое количество бестолковой работы, откровенной тупости и дезорганизации со стороны управленческого состава организации. Время шло и вся управленческая бестолковость только подтверждалась раз за разом. Естественно, как человек активный, постоянно развивающийся и в то время уже закончивший несколько курсов универа, я не молчал об этом, ввиду чего мне перекрыли карьерный рост, из-за чего я и уволился собственно, написав  об этом в заявлении на увольнение.На данный момент за моей спиной 118 собеседований, сотни заполненных анкет, составленных резюме, пройденных тестов и т.п. А так же очень часто подтверждаемые временем прогнозы по поводу тупизма различных организаций. Поэтому тему тупости менеджеров по персоналу считаю очень актуальной, так как новые люди, получившие добро  от менеджера по персоналу и появившиеся в фирме могут так или иначе, но существенно повлиять на политику предприятия в зависимости от их должности.

    Серия статей см. предыдущую О том, как тупят менеджеры по персоналу посвящена очевидной проблематике подбора персонала, тупизма менеджеров по персоналу и других не менее важных менеджеров, отвечающих за систему организации труда, организацию системы оплаты,  организацию системы эффективного управления персоналом на благо фирмы и её работников. В этот раз я опишу ситуацию на реальном примере (на своём),  который случился недавно в одной из фирм по продаже материалов для настилки полов. В газете я прочитал объявление, в котором некая фирма набирает людей на должность продавца-консультанта. Я приехал, заполнил анкету и вскоре был уже на собеседовании с главным менеджером и с менеджером по персоналу в одном лице. Девушка лет тридцати с абсолютно пофигистичным выражением на лице и такой же манерой общения, впрочем не особо отличающейся  от менеджеров по персоналу на моих предыдущих 117 собеседованиях. На собеседовании я узнал, что требуется даже не продавец-консультант, а скорее продавец-универсал (то есть дофига разнородных обязанностей и работ в одном флаконе). Здесь я сделаю паузу, так как в газете было объявление о вакансии ПРОДАВЕЦ-КОНСУЛЬТАНТ. Это первая ошибка менеджера этой фирмы, и как оказалось довольно существенная, так как конвертация претендентов после подробностей снижается в разы. Далее, менеджер фирмы с ярко видимой неохотой ответила на мой вопрос про систему оплаты. А именно то, что оплата - процент с продаж без какого либо оклада и она только видит хорошее в жесткой конкуренции между сотрудниками. А так же ещё добавила , что придёться иногда делать и другую работу (протирать пыль на  рулонах с линолеумом, переносить товар с места на место, размещать на стендах  (мерчендайзинг) и даже поработать лобзиком). Резюмировала своё недолгое повествование она тем, что им скорее нужны продавцы-универсалы(!). Сразу скажу, что объявление эта фирма даёт не первый раз (хотя я особого интереса до поры и не проявлял чтобы позвонить) и несмотря на это,  всегда в вакансии прописан именно ПРОДАВЕЦ-КОНСУЛЬТАНТ. Я всё же решил согласиться на  стажировку, чтобы убедиться насколько обстоят дела. То что было на стажировке, меня не удивило, но всё же я был лучшего мнения изначально об этом магазине. Перечислю нюансы тупизма:

1. Меня закрепили за девушкой-бригадиром (курилка и матершинница, вот уж где быдлота то), которая абсолютно не хотела вводить меня в функционирование и порядки магазина, организацию как таковых продаж,  введение в ассортимент и много других моментов, направленных на адаптацию новичка на первых порах. НИЧЕГО ЭТОГО НЕ БЫЛО, несмотря на мои вопросы по этому поводу.

2. Бесплатная эксплуатация меня как подсобного рабочего (скалывал 3 часа на жаре в 40 градусов плитку с панелей, занимался уборкой территории, складированием и переноской всякой рухляди, ветоши, мусора и т.д.) и грузчика с разгрузкой тяжелых рулонов, переносом, распределением, размещением, перемериванием, перематыванием, подрезанием и т.д. Причем стажировка не оплачивалась.  То есть я выполнял пыльную тяжелую работенку бесплатно.

3. В данном случае условие бесплатной стажировки как проходной билет для трудойстройства с выполнением работы без оплаты является нарушением трудового законодательства. В этом случае менеджерица либо некомпетентна в этом вопросе, либо сознательно нарушает закон, надеясь, что быдло и лохи не знают об этом. Трудовой договор (ст. 67 ТК РФ) заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. При этом трудовой договор считается заключенным (даже не оформленный в письменной форме), если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя. В этом случае трудовой договор необходимо оформить в срок не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе. Таким образом, и в соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения «работник – работодатель» возникают независимо от того, оформлен трудовой договор или еще нет. Конечно, есть и моя вина в том, что я согласился на офертную псевдостажировку, но я бы слова не сказал, если бы это время было потрачено на то чтобы действительно обучить меня, донести нужную информацию, чего как раз и не было. А было желание бесплатно меня поэксплуатировать, сделав на этом деньги для себя лично (ведь я выполнял работу по большей части лишь косвенно имеющую отношения к деятельности магазина). А так, естественно, оплата идёт с 1-го рабочего дня и все вопросы решаются безболезненно для обеих сторон во время испытательного срока.  В любом случае шаражки пользуются доведенным до нищенства в провинциях народом, который остро нуждается в работе. Это прямое следствие политики партии власти. Но это уже другой вопрос.

Возникают вопросы.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ. Если это таковая проверка на вшивость, то чему я научусь в результате этой проверки по теме КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ , ЗНАНИЯ АССОРТИМЕНТА  и других моментов? Ответ очевиден - НИЧЕМУ, кроме бесплатной помощи в качестве грузчика и подсобного рабочего в угоду главному менеджеру и бригадиру. Дело в том, что ещё на собеседовании я подтвердил что ответственен и работы не боюсь, особенно если за неё платят и привёл в качестве примера запись в своей трудовой книжке, где отмечен опыт работы в несколько лет на очень тяжелой и вредной работе (я учился в институте и работал на вредном производстве, как и многие другие).

ВОПРОС ВТОРОЙ. Как я смогу заработать на проценте с продаж не зная ассортимента, технических моментов процессинга продаж и т.п.? Прибавьте к этому то, что я в это время буду разгружать. загружать и заниматься подсобной работой по указанию главного менеджера и бригадира,  чем я собственно и занимался всё время. Конечно, я не один занимался разгрузкой, погрузкой и подсобной работой, со мной были ещё  люди, которые официально уже работали продавцами-консультантами, но из-за того что не занимались продажами, а погрузкой и разгрузкой, попросту ничего не заработали.  Мои вопросы этим самым псевдо продавцам-консультантам расставили все точки. Все они работали не более двух месяцев, а двое уже подыскали новую работу.

Очевиден факт, что грузчик+подсобный рабочий должны иметь свою оплату, но ЕЁ ПОПРОСТУ НЕТ. Добавьте к этому продавец-консультант + мерчендайзер. Люди сознательно эксплуатируются под прикрытием универсализма. А кто же зарабатывает? Ну, конечно, бригадир+"2 приблатненных друга бригадира", которые по факту ничем не загружены и могут без проблем воплощать в реальность эту самую систему оплаты и гордиться этим. На мой вопрос главному менеджеру и бригадиру о том, что если я буду заниматься всем  чем угодно, но не продажами, то каким образом я заработаю денег, а не геморрой, мне ответили, что я должен успевать делать всё! То есть во время выполнения разгрузки, а так же других подсобных работ, я должен успевать перехватывать клиента. Естественно, это полный бред, так как бригадир и её приближенные "пасут" клиентов на входе, а при попытке "перехватить" посетителями магазина мне тут же напоминали о том, чтобы я не отвлекался, пока не выполню работу, которую мне поручили.

В конце дня я логично и последовательно высказал свои сомнения по поводу организации работ и системы оплаты менеджеру по управлению персоналом и бригадиру. Я пояснил, что работа меня не смущает, однако, если есть другие обязанности, которые я исполняю, и в это время не имею возможности заработать на продажах, то такая работа должна оплачиваться отдельно. Возразить им было нечего. Они сказали, что если меня не устраивают такие правила, то я могу быть свободен. По сути они признали факт, что их магазин "держится на текучке дураков", засчет которых они и выезжают. И им проще менять дураков, чем выгодную им систему. ТО ЕСТЬ - ИМ НЕ НУЖНЫ КОМПЕТЕНТНЫЕ И ОПЫТНЫЕ СОТРУДНИКИ НАДОЛГО (ИХ МЕСТО УЖЕ ЗАНЯТО), ИМ НУЖНЫ ГРУЗЧИКИ И ПОДСОБНЫЕ РАБОЧИЕ, числящиеся продавцами-консультантами и готовые работать за 5 тысяч рублей, но при этом выполняющие тяжелую работу на все 25 тысяч рублей.

Резюмируя тупизм менеджера по персоналу (непонятно как она на эту должность попала, впрочем такой вопрос уже не первый раз возникает в ходе собеседований с ПСЕВДО-менеджерицами  по персоналу), а так же быдлоту и отсутствие каких либо управленческих, функциональных, организационных компетенций  девушки-бригадира (тоже непонятно как попала на эту должность), можно сделать выводы, о том что данная ШАРАЖКА держится на дураках, а вернее на их текучести. Совершенно очевидно, что Россия превращается в Шаражку с набором быдло-рабов, в которой полстраны - это продавцы и охранники (а вернее рабы). Фирма тогда не будет ШАРАЖКОЙ, когда растёт  профессионализм и успех её сотрудников, где нет места быдлятине, а есть репутация, которая упрочняется вместе с маркетинговой политикой и эффективным управлением с обязательным человечным отношением к людям. Сейчас наблюдается совершенно обратное. Гонка за прибылью, использование  ситуации с трудоустройством  ввиду сложностей с поиском работы в провинциях. однако это не отменяет абсолютной тупости управляющих менеджеров. Мне совершенно непонятно как около 70% менеджеров по персоналу попадают на свои должности, я могу только догадываться. Могу сказать по факту, вынесенному на своём опыте реально о том, что фирма (предприятие, органиация, магазин) может работать гораздо лучше и эффективнее во всех смыслах, если там появятся соответствующие  люди, которых зачастую ввиду своего тупизма и некомпетентности не пропускают менеджеры по персоналу. Эти люди зачастую требовательны, умны и изобретательны. Поэтому, для менеджеров по управлению персоналом - это как острый нож в Ж., ибо все их комплексы, ущербность, некомпетентность и тупизм всплывут мгновенно.

ВОПРОС. КАК ТАКИЕ ЛЮДИ ПОПАДАЮТ НА ТАКИЕ ДОЛЖНОСТИ?

  P.S. Руководству этого магазина (по продаже полов на рынке Рокот) стоит всерьёз задуматься о смене политики в области системы оплаты, о введении в штат ещё нескольких должностей (тех же грузчиков), о системе обучения и адаптации персонала, а главное -  о замене главного менеджера и бригадира одной из смен. Помните, не всякий монополизм вечен на рынке.

  P.S.S. Эту запись я делаю спустя 2 года с момента опубликования данной статьи (см.выше.) и что я могу сказать? А вот что.

  За это время на территории рынка открыли свои магазины две другие фирмы конкурентов. По словам продавцов магазина, куда я хотел устроиться, клиентов стало заметно меньше раза в два, но не в этом беда. А в том, что конверсия продаж снизилась. Почему? Всё логично. Пока не было конкурентов, магазин не предпринимал никаких действий по повышению лояльности клиентов и не мотивировал  людей участвовать в "сарафанном радио", при этом качество обслуживания было на самом низком уровне, ведь персонал постоянно менялся.

    Вывод. Снижение продаж было бы куда меньше с приходом конкурентов, если бы такая работа велась. Но если хозяева данного магазина не хотят зарабатывать больше, то это только их проблемы. То есть, моё пророчество сбылось и довольно таки быстро. Сейчас данный магазин начал вбухивать деньги в телевизионную рекламу, дабы увеличить поток посетителей, то есть тратить те деньги, которые можно было бы вложить с умом заранее и обеспечить стабильные продажи загодя отстроившись от любых конкурентов, которые могут войти на рынок.

  Такую же ситуацию я наблюдал в своё время и с известным провайдером интернета "ВолгаТелеком" (сейчас РосТелеком). У этого провайдера огромнейшая сеть телекоммуникаций (досталась с советских времён) и до прихода основных конкурентов никто не шевелился для наращивания и закрепления успеха в деле обеспечения интернетом всего города Балаково. Качество обслуживания было на самом нижайшем уровне, а цены высокие. В результате, пришедшие конкуренты (например, тот же Билайн), стремительно переманили весомую часть клиентов ВолгаТелеком. То есть, совковое отношение к бизнесу и своим клиентам привело к потере увесистой клиентской базы. И теперь менеджеры компании лихорадочно названивают каждую неделю и ходят по квартирам, пытаясь, прежде всего, вернуть тех, кто годами пользовался их услугами, но в один прекрасный момент решил сменить компанию, предоставляющую такую услугу. Но опять же, это проблема хозяев бизнеса, которые просто не хотят  зарабатывать больше и закреплять успех. Остаётся только догадываться, как умные и опытные топ-менеджеры умудряются выстраивать стратегию, ведущую к неизбежным потерям? Я понимаю, что можно годами забивать на обратную связь с клиентами, можно ломить цены будучи монополистом, но в итоге это может привести и приводит к существенному снижению прибыли, как только на горизонте появляются конкуренты. И очевиден факт, что кадры в любую компанию подбираются под реализацию определенной политики и стратегии. И если эта политика тухлая, то и менеджеры по персоналу и кадры тоже будут тухлыми. Зрите в корень.
                                                           

И ещё. Мои предсказания сбылись на 100% в отношении ещё 3-х достаточно крупных магазинов в моём городе (два закрылись нахрен, а один наладом "дышит"), а так же сбылись мои слова о самом крупном по численности работников предприятии в саратовской области. Увольняясь (7 лет назад) я сказал слова, которые в 2014-2015 году стали реальным положением дел на этом предприятии. Достаточно обладать простейшим логическим мышлением, чтобы глядя на проводимую руководством политику, сделать более чем конкретные выводы о будущем какого либо предприятия. Остаётся лишь догадываться, как в управление серьёзными организациями, в управление государством попадают случайные люди, которые упорно всё разваливают и не несут за это ответственности. Но это уже другой вопрос.

 

 

 

 

Просмотров: 710 |