Клуб заботливых родителей

неофициального сайта московского детского сада № 908 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.

Главная страница Родителям Цитируем Домашняя школа. Венгер Л.А., Венгер А.Л.

 

     
 

Домашняя школа
Венгер Л.А., Венгер А.Л.

Дошкольник и компьютер
Леонова Л.А.

Мир дошкольника:
Вопросы и ответы.
Кислица Г. К. и др.

Как понять ребенка: дети
с гиперактивностью и дефицитом внимания
Заваденко Н.Н.

После трёх уже поздно
Масару Ибука

Общаться с ребенком. Как?
Гиппенрейтер Ю.Б.

Наказание без унижения
Светлана Сушинских

Вот горшок пустой
Журнал "Лиза". "Мой ребенок". Апрель 2007

Бранные слова
Ася Кравченко,
Журнал "Лиза". "Мой ребенок". Июнь 2002

 

Каждый год дошкольного периода уникален для развития ребенка. Многие родители хотят вырастить своих детей не только здоровыми, но и умными, культурными, успешными и готовы посвятись свое свободное время занятиям с детьми. Но не всегда родители знают как это надо делать. Выдающиеся отечественные психологи Венгер Л.А. и Венгер А.Л. в своей книге для родителей, которую они назвали "Домашняя школа", делятся своими секретами успешных родителей.

Здесь приводятся фрагменты занятий с детьми по

формированию изобразительной деятельности у трехлетних детей - "Цветик-семицветик",

развитию речи, мышления, воображения у детей четырехлетнего возраста - "О чем рассказывает сказка",

формированию элементарных математических представлений у детей пяти лет - "Больше, меньше, поровну"

 

Домашняя школа. Венгер Л.А., Венгер А.Л.

Цветик-семицветик
Формированию изобразительной деятельности у трех летних детей

Один из распространенных видов детской деятельности - это аппликация, т.е. наклеивание на лист бумага цветных изображений. Аппликация в чем-то беднее рисования. Но это "обеднение" позволяет ребенку решать такие задачи, которые в рисовании были бы чересчур трудны из-за отсутствия технических навыков. Прежде всего это композиционные задачи, связанные с размещением изображений на листе.
На материале аппликации удобно формировать умение создавать ритмические композиции (основанные на правильном чередовании каких-либо элементов) и симметричные композиции. Эти два способа организации изображения очень часты в народных орнаментах.
Простейший вид ритмического изображения - это чередование двух элементов (например, круга и квадрата) через один.

Признаком, по которому различаются элементы, может быть не только форма, но и цвет или величина. Вот стишок, в котором дана задача на создание простейшей цветной ритмической композиции:
Желтый, красный мажем клеем. Желтый, красный - клей смелее. Желтый, красный - бусы будут - Желтый, красный - просто чудо!
От ребенка требуется расположить желтые и красные кружки через один. Чтобы действительно получились "бусы", можно размещать кружки не в линию (в строчку), а по большому кругу, нарисованному взрослым.

Желтые и красные кружки заранее вырезаются из цветной бумаги. Поначалу большую часть работы должен выполнять взрослый. Он вырезает кружки, помогает намазывать их клеем, поправляет ребенка, если тот взял неподходящий кружок или пытается приклеить его на неподходящее место. Впоследствии часть этих операций постепенно передается самому ребенку. Возможно, что итоговый результат и ухудшится. Все равно самостоятельно выполненная аппликация должна встречать особенно горячие похвалы взрослых.

Задания на чередование цветов следует перемежать заданиями на чередование форм (треугольник - квадрат - треугольник - квадрат; круг - треугольник - круг - треугольник и т.п.) и величин (большой - маленький - большой - маленький). Можно вводить одновременное чередование двух признаков, например, так: желтый круг - синий квадрат - желтый круг - синий квадрат. Располагать элементы можно то в строчку, то по кругу, то вдоль всех четырех сторон листа (делая рамку).

Когда ребенок освоит простейший ритм (через один), надо вводить более сложные, например: круг - круг - квадрат - круг - круг - квадрат или зеленый - зеленый - синий - синий - зеленый - зеленый - синий - синий. Вот стихотворные инструкции для воспроизведения подобных ритмов:
Желтый, желтый, красный, красный
- Как наклеить, сразу ясно.
Желтый, желтый, красный, красный
- Вот какой узор прекрасный.
Мы наклеим на листочке
Два квадрата, два кружочка,
Два квадрата, два кружочка
- Вот какая вышла строчка.

Разумеется, второй стишок можно использовать, только если ребенок знаком с числом "два".
Давать задание не обязательно в словесной форме. Очень полезно давать образец требуемого ритма, чтобы ребенок его воспроизвел. Хорошо, если взрослый начинает строчку, задавая определенный ритм (например, чередование элементов через один), а ребенок ее продолжает.

Когда освоено воспроизведение узора по образцу, можно перейти к переводу ритма с языка формы на язык цвета (величины), и наоборот. Делается это так. Взрослый рисует определенную последовательность элементов разной формы:

Элементы же, предоставленные ребенку, различаются только по цвету - скажем, это черные и красные треугольники. Взрослый говорит:
- Там, где у меня нарисован квадратик, ты будешь приклеивать черный треугольник, а где у меня нарисован кружок - красный треугольник.
Чтобы ребенок не забыл, какой элемент что означает, можно отдельно нарисовать квадратик и кружок, положив около квадратика черный треугольник, а около кружка - красный.

Аналогично последовательность форм может использоваться для моделирования последовательности величин, последовательность величин - для моделирования последовательности форм или цветов, последовательность цветов - для моделирования последовательности форм или величин. Хорошо, если ребенок освоит все эти варианты.

Наряду с задачами на ритмическое расположение элементов следует давать задачи на их симметричное расположение. Вот одна из таких задач. Взрослый рисует большой флаг и читает ребенку стишок:
К празднику мы разукрасим флажок: Посередине наклеим кружок, Справа и слева - квадраты. Правда красиво, ребята?
Ребенок должен сделать на флажке симметричный узор.

В том же стишке слова "справа и слева" можно заменить словами "сверху и снизу", тогда получится новое задание.
Симметрия, так же, как и ритм, может основываться не на форме элементов, а на их цвете или величине. Вот примеры простых симметричных композиций:

Ребенок может делать такие композиции по словесной инструкции и по образцу. Так же, как и для ритмических композиций, образец для симметричных может быть условным: признаки элементов, предложенных для аппликации, могут изображаться на нем другими признаками (цвет - формой, форма - величиной и т.п.).

Кроме орнаментальных композиций, в аппликации стоит использовать и предметные. Это могут быть натюрморты (например, ваза с фруктами), пейзажи (поляна с деревьями и цветами). Предварительно с ребенком обсуждается сюжет будущей аппликации, совместно решается, какие потребуются объекты (ваза, два яблока и апельсин для натюрморта или много деревьев, елка и грибки для пейзажа). Затем взрослый вырезает эти объекты из цветной бумаги, а ребенок намазывает их клеем и располагает на листе. Конечно, тут тоже бывает нужна помощь взрос лого. Если дерево оказалось "лежащим", его нужно повернуть, если апельсин очутился под вазой, следует посоветовать поднять его выше.

Одно из очень полезных заданий - достраивание ребенком объекта, начатого взрослым.
- Это будет машина, - говорю я, наклеивая на лист бумаги кабину.

- Это кабина, тут будет сидеть шофер. А что еще нужно наклеить?
- Кузов, - догадывается Юра.
Я вырезаю прямоугольник и предлагаю:
- Наклей кузов. Вот он.
Когда кузов наклеен (с некоторой моей помощью), снова задаю вопрос:
- А что приклеим теперь?
- Колеса!
Я вырезаю, а Юра приклеивает колеса. Грузовик готов.

Таким способом можно изображать самые разные объекты: неваляшку, куклу, человека, медвежонка, стул, дом с трубой и т.п. Брать готовые разрезные картинки не следует: каждая деталь должна изображаться после того, как ее назвал ребенок. Пусть даже она будет кривовата, не очень похожа. Дети - добрые судьи.

Аппликация позволяет познакомить ребенка с особенностями формы и цвета разных предметов. При этом на первый план может выступать то один, то другой из этих признаков. Так, в описанном выше изображении грузовика основное внимайие уделено форме. Если же мы изображаем поросший травой берег моря, то главным, конечно, становится цвет. Чтобы в большей мере сосредоточить внимание ребенка на цвете, можно и море и траву изображать многочисленными кружочками - море синими, траву - зелеными. Тогда картинка будет выглядеть так: в верхней части листа - большой желтый кружок. Это солнце. Ниже двойной или тройной ряд синих кружков - море, а еще ниже зеленые кружки (трава).

Когда ребенок научится хорошо действовать с небольшим количеством цветов, можно начать включать в композиции большее их число, вплоть до всех семи цветов спектра. Можно вдвоем с ребенком сделать радугу. Это хороший повод, чтобы ввести голубой цвет, с которым ребенок раньше знаком не был.

Нужно вырезать заранее из цветной бумаги (ее берут из набора или красят самостоятельно) семь дуг: красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю, фиолетовую. Каждую дугу разрезают пополам. Заранее на листе бумаги расчерчивают контур будущей радуги, обозначая место каждой дуги.

Ребенку рассказывают про дугу, показывают картинку в книжке. Затем взрослый наклеивает половину красной дуги. Ребенок находит вторую ее половину и наклеивает так, чтобы получилась полная дуга. Таким же образом под ней наклеивается оранжевая, желтая и зеленая дуги. Место для голубой дуги пропускается; остается незаполненным, после зеленой переходят прямо к синей и затем к фиолетовой. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что осталось одно пустое место, и объясняет, что здесь в радуге находится голубой цвет, который похож немножко на зеленый, немножко на синий.

После этого наклеивается голубая дуга. Теперь получилась полная радуга. Ребенку читают стихотворение "Цвета радуги". Во время чтения его просят каждый раз показывать тот цвет, о котором сейчас говорится.

ЦВЕТА РАДУГИ
Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная - вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета.

Красный
Красная редиска выросла на грядке.
Рядом помидоры - красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за рекой зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
А в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысяча глаз
Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

Синий
В синем море - островок, Путь до острова далек. А на нем растет цветок - Синий-синий василек.

Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.

Другое задание, знакомящее ребенка с цветами спектра - аппликация "Цветик-семицветик". Для этой аппликации вырезается по два лепестка каждого из семи цветов спектра. На листе бумаги рисуются контуры двух цветков.

Взрослый берет красный лепесток и наклеивает на один из цветков. Ребенок должен найти второй красный лепесток и наклеить на свой цветок. Так, наклеивая по одному лепестку каждый на свой цветок, взрослый с ребенком делают два "цветика-семицветика".


О чем рассказывает сказка. Занятия с детьми 4-5 лет.
"Жили-были на свете три поросенка..." Вы прочли дочке или с сыну сказку С.Михалкова, показали картинки. Не спешите расставаться с серьезным Наф-Нафом и его легкомысленными братьями. Пусть теперь ребенок расскажет вам о них. Если просто попросить его пересказать сказку, то, скорее всего, вы услышите что-то вроде: "Поросята построили домик, а яблоко - бух! И упало в трубу". Это вовсе не значит, что сказка осталась совершенно непонятной или сразу же забылась. Чтобы пересказать сюжет, недостаточно понять и запомнить его. Нужно еще суметь правильно построить предложения, нужно сообразить, что слова "яблоко - бух!" и "яблоко упало и ударило волка" значат не одно и то же (ведь сам ребенок знает, что он имеет в виду злоключения волка; да и взрослый это знает - так почему не ограничиться простейшим напоминанием?) . Пересказ - это особое действие со своими "правилами игры": взрослый делает вид, что сюжет ему неизвестен, и ребенок должен эту условность принять. Учить пересказу нужно постепенно. Один из путей описан в первой части - это пересказ с опорой на иллюстрации или схематические рисунки, сделанные взрослым. Другой путь начинается с ответов на вопросы взрослого.

"Как звали поросят?", "Кто из братьев сказал, что пора строить дом?", "Что делали Ниф-Ниф и Нуф-Нуф, пока Наф-Наф строил дом?", "Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф тоже решили построить себе дома?", "Из чего построил себе домик Ниф-Ниф?", "Из чего построил дом Нуф-Нуф?" Постепенно из ответов на такие вопросы сложится сюжет сказки. Если ребенок кое-что подзабыл и затрудняется ответить на вопрос, надо напомнить ему соответствующий кусок (лучше всего прочесть его повторно) и снова задать тот же вопрос.

Надо следить, чтобы при ответах на вопросы речь ребенка была правильной, грамотной, сразу же исправлять ошибки. Умение понятно, связно и грамотно изложить мысль впоследствии окажется очень полезным вашему ребенку, а учить этому следует с детства.

Когда на все вопросы даны правильные ответы, можно переходить к следующему этапу.
"Расскажи, как поросята провели лето", "Теперь расскажи, как они стали строить домики", "Расскажи, как Ниф-Ниф и Нуф-Нуф встретили волка..." Тут же от ребенка требуется пересказ, но не целого произведения, а отдельного эпизода. За соблюдением последовательности эпизодов следит взрослый, он же выделяет существенные эпизоды, о которых следует рассказать, и опускает менее важные, не имеющие особого значения для развития сюжета.

"С чего начинается сказка?", "О чем рассказывается потом?", "Чем кончается сказка?" При таких вопросах помощь взрослого минимальна. И все-таки она есть: взрослый подсказал, что начать надо сначала, потом рассказать середину, а потом - конец. Этот путь для ребенка совсем не самоочевиден. Скажем, нередко дети начинают с самого, по их мнению, интересного (хотя это может быть совершенно непонятный без предыдущего кусок из середины сказки).

Но вот все промежуточные этапы пройдены (не забывайте на каждом из них следить за правильностью речи ребенка!) - теперь можно попросить рассказать сказку целиком. Нельзя сказать заранее, сколько занятий потребует каждый этап. Это зависит от уровня развития ребенка, от его настроения, от длины и сложности выбранной сказки (разумеется, "Три поросенка" взяты только для примера - такую же работу можно проводить с любой другой сказкой).

Можно параллельно "изучать" несколько сказок: одну из них ребенок уже умеет (или учится) пересказывать целиком, другую может пересказать только по отдельным эпизодам, называемым взрослым, по третьей пока еще отвечает на конкретные вопросы. Тогда сказки не наскучат ребенку, он будет слушать каждую с большим интересом. Впрочем, некоторые дети, наоборот, требуют, чтобы им постоянно читали одну и ту же книжку - в этом тоже нет ничего плохого.

Каждый из описанных нами этапов ценен не только как необходимая основа для следующего, но и сам по себе. Если родители чересчур увлекаются полным пересказом, то нередко ребенок оказывается неспособным описать отдельное событие (как говорят, "умеет танцевать только от печки"), правильно ответить на вопросы.

В предыдущей части был описан еще один вид занятий, помогающих ребенку понять смысл литературного произведения, выделить основные действия персонажей. Это разыгрывание сказки с заместителями. Например, разыгрывая сказку "Теремок", можно изобразить всех животных бумажными кружочками, различающимися по цвету и величине (мышка и волк - серые кружки, но мышка совсем маленький, волк - большой; лягушка - зеленый кружок чуть большего размера, чем мышка, и т.п). Теремок может изображаться большим кружком, нарисованным на листе бумаги. Взрослый читает сказку, а ребенок разыгрывает ее. Вот к теремку подходит лиса (оранжевый кружок) спрашивает: "Кто в тереме живет?" Ей отвечают мышка, зайчик (ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок). Затем лиса входит в теремок и остается там, а вся последовательность действий повторяется с волком...

Такие занятия полезно проводить и с четырехлетними детьми. Но теперь они могут быть дополнены новыми. С помощью заместителей взрослый может "загадывать" ту или иную сцену из сказки, а ребенок должен угадать, какую сцену ему показали, и рассказать ее. Такое задание можно давать, только когда ребенок достаточно хорошо знаком со сказкой, умеет отвечать на вопросы по ее содержанию.

Взрослый показал сценку, ребенок ее рассказал, теперь можно дать новое здание - предложить ребенку самому показать ту же сценку, одновременно рассказывая о ней.
С помощью заместителей удобно предлагать ребенку задание на самостоятельное сочинение новых вариантов и эпизодов сказки. Обо всех наших кружках известно, какой из них кого изображает - где заяц, где лиса, где волк... Но вот появляется новый кружок, взрослый подводит его к теремку.

- Как ты думаешь, кто еще мог бы прийти к теремку? - спрашивает он у ребенка.
- Киска.
- Хорошо, значит, это у нас будет киска. Как ее зовут?
- Мурка.
- Что киска Мурка спросит?
- Кто в теремочке живет?
- А что ей ответят?

В сказках типа "Теремок" придумывание новых вариантов не представляет особого труда. Все сцены сказки однотипны, и нужно, по сути дела, придумать только новое животное, с которым в очередной раз повторится стандартная сцена (он спросит, кто в тереме живет, ему в заданной последовательности ответят те, кто поселился там ранее). Куда сложнее придумывать новые эпизоды в таких сказках, как, скажем, "Гуси-лебеди". Здесь каждая сцена существенно отличается от предыдущей. Даже самый примитивный новый вариант, фактически повторяющий один из эпизодов сказки (например, сцена, в которой вместо яблони будет фигурировать груша), требует довольно серьезного анализа ситуации, выбора подходящего объекта (скажем, груша - подходящий объект, а елка - нет: у нее несъедобные плоды). Поэтому для первых заданий на "досочинение" сказки можно рекомендовать сказки "Теремок", "Колобок", "Лисичка со скалочкой", "Лиса и заяц" и т.п. Только когда ребенок начнет "досочинять" их без малейших затруднений, можно переходить к "досочинению" сказок с неповторяющимися эпизодами.

- Что еще могла встретить девочка, когда искала братца?
- Стол.
- Ну, расскажи, как она встретила стол.
- Он говорит: "Поешь хлеба..."
- Подожди-ка, а девочка его ни о чем не спросила?
- Спросила, куда гуси-лебеди полетели.
- А что потом?
- Он говорит: "Поешь хлеба", а девочка говорит: "Не буду". Стол ей тогда не сказал, куда гуси-лебеди полетели, а она дальше побежала.
После того как девочка нашла братца и убежала от Ба-бы-Яги, снова приходит время вспомнить про встреченный ею стол.

- Помнишь, ты придумала, что еще встретила девочка?
- Стол. Она прибежала к столу и говорит: "Можно, я спрячусь?" А он ей говорит: "Поешь хлеба". Девочка поела
и спряталась.
- Куда?
- Под стол полезла, а гуси-лебеди ее не нашли.
Это пример очень высокого уровня "досочинения" сказки. Отнюдь не каждый четырехлетний ребенок сумеет придумать подходящий предмет (надо, чтобы он мог предложить девочке какую-нибудь еду, а потом мог спрятать ее). Тут нужно обладать воображением, уметь использовать свой - пусть пока еще небольшой - жизненный опыт. Помочь в этом могут специальные игры, развивающие наблюдательность.

Игра "Какой? Какая?". Взрослый называет какой-либо предмет, например, морковку. Ребенок должен дать как можно больше определений, описывающих ее свойства.
- Какая морковка?
- Оранжевая.
- Еще какая?
- Длинненькая.
- Еще?
- На конце остренькая.

Чем больше дано определений, тем лучше. Если ребенок малоактивен, можно помочь ему, давая ответы с ним по очереди.
- Какая у нас дверь?
- Большая.
Правильно. Еще она скрипучая. А еще?
- Коричневая.
-Прмоугольная, - говорит взрослый.
- Чистая, мы ее недавно мыли.
-Другое задание - подобрать много предметов, имеющих заданный признак.
- Что бывает красное?
- Помидор.
- Еще?
- Флажок.
- Еще?

В этой игре тоже можно называть предметы по очереди с ребенком, тогда будет веселее, легче избежать нередкого у детей замыкания на одной-единственной теме (например, называются только животные или только овощи). Задаваемые признаки могут быть самыми разными: "Что бывает круглое?", "Что бывает вкусное?", "Что бывает деревянное?", "Что бывает горькое?" и т.п. Только раньше, чем задавать вопрос, подумайте, можете ли вы сами на него ответить. Например, в ответ на вопрос: "Что бывает треугольное?", в голову не приходит почти ничего, кроме крыши.

Еще одна игра - "Сравнения".
- Этот листик зеленый, как...
- Огурец!
- Так. Еще?
- Как лягушка. Как травка. Как кузнечик. Как укроп.
- Очень хорошо. А этот лимон желтый, как ...
- Солнышко. Как цыпленок. Как вон та книжка...

Очень интересно придумывать, на что похожи кучевые облака. Или лесные пни, вывороченные из земли корни деревьев, поваленных бурей. Или цветовые пятна, которые вчера сам ребенок, не задумываясь о сюжете своей картины, разбросал по листу бумаги. Или натеки воска на свече.

Через некоторое время ребенок, случайно разлив чай, начнет утверждать, что получившаяся лужа похожа на бегемота. Рисунок на маминых малахитовых сережках похож на птичку, а батарея парового отопления - на гармошку. Многие сравнения окажутся неожиданными для взрослых, подчас необыкновенно удачными и точными, а иногда весьма сомнительными. Но каковы бы они ни были, они заслуживают поощрения, потому что это проявления наблюдательности, творческого подхода к миру.

Яркие, необычные сравнения, красочные определения - это важные выразительные средства художественной литературы. С их помощью писатель создает образ, передает свое отношение к нему. Слушая сказки и особенно стихи, ребенок должен научиться воспринимать не только сюжет, но и красоту языка. Так давайте специально направим его внимание на определения и сравнения. Если ребенок уже "поработал" с ними в играх, описанных выше, ему будет нетрудно выделить их и в стихотворении.
Вы прочли дочке стихотворение К.Чуковского "Чудо-дерево". Запомнилось ли ей, какие башмачки папа принес Мурочке? Жаль, если не запомнилось такое любовное описание:
А для Мурочки такие Крохотные, голубые, Вязаные башмачки И с помпончиками!
Может быть, некоторые определения ваша дочка запомнила, а другие забыла.

Прочтите ей эту строфу еще раз и снова спросите, какие башмачки будут у Мурочки.
А как описывает К.Чуковский медвежат в стихотворной сказке "Краденое солнце"? Впрочем, простите. Этот вопрос надо задать не вам - родителям, а вашему ребенку.

- Какие медвежата, помнишь? Правильно, мохнатые, а еще? Да, толстопятые. А почему их называют толстопя
тыми? Да, у них толстые ножки, пятки. А сам мишка какой? Правильно, косолапый. А почему его так называют?
Покажи, как он ходит. Да, вот так, косолапо.

Откроем замечательную книжку С.Маршака "Детки в клетке" и прочтем ребенку стишок про львят.
- Какой у львят папа?
- Большой.
- А еще?
- Рыжий.
- Так. А какие у него лапы? А голова?

В этой же книжке есть стихотворение "Страусенок" с многочисленными определениями, создающими образ героя (смысл определений "заносчивый", "гордый" вряд ли понятен ребенку без специального разъяснения; значит, надо дать такое разъяснение). В стихотворении "Собака динго" каждая строфа завершается новым определением. Пусть ребенок вспомнит их, а вы помогите понять смысл таких слов, как "поджарый", "неумолимый".

В той же книжке можно найти выразительные сравнения.
- На что похож пингвин?
- На что похожи зебры? ("Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки").

А вот еще стихотворение про зебру - уже из книжки В.Маяковского "Что ни страница - то слон, то львица": Это - зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца.
- Так на что похожа зебра?
- На что похожи уши у слонов? Правильно, на блюдо. А чем они похожи на блюдо? Да, такие же большие.
- А на что похожа страница в книжке? Помнишь, как начинается "Открывай страницу-дверь..." Да, страница похожа на дверь. А чем она похожа? Да тем, что ее можно открыть, как дверь. Откроем страницу и войдем в книжку,
как будто мы открыли дверь и вошли в зоопарк.

Мы научились подбирать определения к простым предметам, придумывать, на что они похожи. Научились находить определения и сравнения в сказках и стихах, запоминать их. Теперь можно заняться более сложным делом - описанием сюжетной картинки.
Возьмите какую-нибудь книжку с картинками, незнакомую ребенку. Найдите самую красивую картинку.

Я остановился на иллюстрации к "Дюймовочке" в книге Х.К.Андерсена (из серии "Библиотека всемирной литературы")

- Что тут нарисовано? - спросил я у Иры.
- Девочка и две мышки - мама и папа (мышкой-папой назван крот).
- Расскажи, какие они.
- Красивые. У девочки волосы золотые, платье розовое, с кружевом. Она чашечку себе несет, а у мышек уже есть чашечки. На полочке свечка горит. А у папы-мышки голова, как редька, а рубашка белая, и пуговицы. И когти острые, длинные, белые. Он немножко страшный. А у мамы-мышки шапочка, как цветок. И платье, как цветок, только синий. Вот.

- Давай придумаем, что они делают, откуда пришли.
- Девочка пришла к мышкам в гости. В их норку. Мама-мышка ей говорит: "Пей чай". Девочка взяла чашку и тоже пьет. Хорошо я придумала?
- Очень хорошо.

Не сразу описания картинок стали такими полными и подробными. Сначала приходилось все время задавать наводящие вопросы, спрашивать у Иры, кто еще есть на рисунке, о ком она забыла.

Описывать можно не только картинку, но и игрушку. Вот, например, пожарная машина. Юра с удовольствием рассматривает ее и обнаруживает, что у нее длинная красная лестница, большие колеса, чтобы быстро ехать на пожар, кабина для шофера, фары, как пуговки. Эта машина сейчас поедет на пожар тушить Кошкин дом.

- Дяди-пожарные полезут на лестницу и залезут на крышу, и с крыши будут лить на пожар воду, и он погас
нет. А кошка больше не будет играть со спичками, потому что больше не будет пожара.
- Поэтому больше не будет пожара, - поправляю я.
- Поэтому не будет пожара, - соглашается Юра. - И дяди-пожарные слезут и поедут к себе в гараж. И будут спать.
- А машина?
- Тоже поедет в гараж и будет спать.
- Все это правильно, машина будет спать в гараже. А пожарные, наверное, будут спать у себя дома.

Но вернемся от картинок и игрушек к сказкам. Мы пока не описали еще один полезный и интересный вид работы с ними - драматизацию. Драматизация может идти строго по тексту, а может лишь отталкиваться от него. В первом случае ребенок должен выучить свой текст наизусть.

Давайте всей семьей разыграем сказку Л.Толстого "Три медведя". Разумеется, папа будет Михаилом Ивановичем, мама - Настасьей Петровной, а сын - Мишуткой. Кто-то из взрослых будет также читать текст от автора. Задача ребенка не просто в том, чтобы "отбарабанить" свои слова. Надо научить его передавать их интонацию. Если у Толстого написано "завизжал так, как будто его режут", ребенок должен суметь это воспроизвести. Тут уж и взрослым придется постараться: от выразительности их чтения зависит общее настроение, которое передается ребенку.

Если текст не воспроизводится дословно, а лишь служит отправной точкой для разыгрывания ситуации, то желательно иметь игрушки, изображающие героев. Тогда авторский текст, описывающий их действия, может быть легко заменен самими действиями, производимыми с игрушками. Очень хорошей подготовкой к такому разыгрыванию сказки служит описанное выше ее разыгрывание с заместителями. Казалось бы, невелика разница - производить действия с игрушечной лисой или с изображающим лису оранжевым кружком. На самом деле разница довольно большая. Игрушка вызывает значительно большую эмоциональную реакцию. Это делает театрализацию более интересной, но затрудняет для ребенка вычленение сюжета, воспроизведение действия в их логической последовательности. Кроме того, заместитель жестко привязан к определенной сказке: он изготовлен специально для нее. Игрушка же существует и вне данной сказки, а потому нередко побуждает ребенка к разыгрыванию ситуаций, не соответствующих избранному сюжету. Скажем, при разыгрывании "Колобка" лиса может вдруг захотеть съесть зайца, а не колобок.

Игра-драматизация с использованием игрушек открывает возможность для молниеносной смены ролей. Только что ребенок держал в руке игрушечного волка и хриплым "волчьим" голосом говорил: "Колобок, колобок, я тебя съем". И тут же он оставляет волка, берет колобок и говорит за него тонким голосом: "Не надо меня съедать, я тебе песенку спою".

Легкость перехода от одной роли к другой достигается именно сменой игрушек. Каждая из них диктует свою манеру поведения, свою интонацию. Возникает то, что можно назвать "игрой за двоих": когда идет диалог, ребенок почти одновременно выступает и в роли спрашивающего, и в роли отвечающего. Приходится ежесекундно перескакивать от одной роли к другой и обратно. Такие игры чрезвычайно полезны для развития ребенка: они учат его смотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон, глазами разных персонажей, имеющих разные (подчас противоположные) цели.


Больше, меньше, поровну
Обучение математике ребенка пяти лет - нелегкая задача, требующая от родителей специальной подготовки и большого внимания. Ведь от того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой непростой области знаний. Для многих школьников математика навсегда остается тайной "за семью печатями", хотя они с грехом пополам и овладевают необходимыми счетными операциями, решением типовых задач, использованием формул. Овладевают формально, не понимая стоящего за всем этим математического содержания. А секрет простой: неудачный старт и постепенно укоренившаяся уверенность в том, что понять здесь ничего нельзя, не стоит и пытаться.
Конечно, бывает и по-другому - хороший учитель заметит неблагополучие, вернется к азам, поможет наверстать упущенное. Но лучше начинать сначала.

Главная забота родителей и должна состоять в том, чтобы открыть ребенку то, на чем строится все грандиозное здание математики - тайну числа.
Число есть отношение. Отношение измеряемой величины к единице измерения. Вот это-то и должен усвоить ребенок .

Мы не будем пытаться здесь излагать содержание и методы обучения детей началам математики, приводить учебный материал. Для этого нужна отдельная книга. И такие книги есть, например, "Математическая азбука" В.Житомирского и Ш. Шеврина. А наша задача - дать некоторые советы, направленные на то, как лучше сформировать у ребенка достаточно полноценное представление о том, что такое число.

Ваш ребенок уже умеет считать. Предположим, до десяти. Он знает цифры в пределах первого десятка. Использует счет для сравнения любых совокупностей, независимо от того, из каких конкретных предметов они состоят, как эти предметы расположены в пространстве, какими свойствами они обладают. Иными словами, он уже выделяет количественные отношения из других типов отношений (если это не так, придется обратиться к нашей предыдущей книжке). Однако единица для него - пока что просто один предмет, отдельный элемент совокупности, а число - обозначение некоторого количества таких элементов.

Теперь настало время, когда это представление необходимо существенно перестроить.
Первый шаг к такой перестройке - обучение ребенка измерению и количественному выражению непрерывных величин: длины и высоты предметов, объема жидкостей и сыпучих тел, массы.
Начать можно с измерения условной меркой длины предметов. Такой меркой может служить палочка или шнурок. Основное требование - чтобы мерка укладывалась в измеряемых величинах несколько раз целиком.

Кроме мерки, потребуются фишки двух цветов. Это могут быть, например, белые и черные бумажные кружки.
- Давай с тобой узнаем, на сколько диван длиннее стола. Для этого измерим их вот этой веревочкой. Она нам будет служить меркой. Посмотрим, сколько раз мерка уложится по длине стола, а сколько - по длине дивана. А чтобы не забывать, сколько раз мы отложили мерку, будем отмечать это кружочками. Для стола возьмем белые, а для дивана - черные кружочки.

Теперь начинается измерение. Очень важно сразу же научить ребенка выполнять его технически точно. Начинать следует с края, добиваясь полного уравнивания с ним конца мерки. Каждое новое прикладывание мерки должно начинаться точно с того места, куда она дошла при предыдущем прикладывании (чтобы выдержать это требование, можно делать отметки мелом). После каждого прикладывания мерки к столу откладывается один белый кружок, после каждого прикладывания к дивану - один черный. Кружки каждого цвета выкладываются в ряд. Верхний ряд - белый, нижний - черный, каждый кружок нижнего ряда кладется под соответствующим кружком верхнего. В итоге получается наглядная модель отношения величин, с которой ребенок уже познакомился раньше.
- Сколько мерок у нас получилось, когда мы измеряли длину стола? Посчитай. Верно, пять. А сколько, когда измеряли длину дивана? Да, семь. Какое число больше, пять или семь? Значит, что длиннее, диван или стол? На сколько длиннее? Да, на две мерки (это определяется путем пересчета оказавшихся "лишними", без белой пары, черных
кружков в модели).

Тот же принцип сохраняется при измерении объема жидкостей и сыпучих тел.
- Кукла Маша захотела сварить гречневую кашу. Она прочитала в книжке, что в кастрюлю надо налить столько же воды, сколько будет крупы. Как ей сделать, чтобы крупы и воды было поровну? Правильно, надо измерить. Вот крупа, а вот вода (крупа в мешочке, вода в бутылке). Чем мы будем мерить? Наверно, подойдет эта чашечка? Сначала посмотрим, сколько здесь чашечек крупы. Ты будешь насыпать крупу в чашечку, потом высыпать в кастрюлю, и каждую чашечку отмечать меткой - белым кружком.

При измерении нужно учить ребенка наполнять мерку (чашечку) всегда одинаково - точно вровень с краями, но без горки, ведь потом нужно будет мерить воду, а ее больше, чем доверху, не нальешь.
- Сколько получилось чашечек? Посчитай (считаются фишки). Да, восемь. А сколько понадобится чашечек воды? Правильно, тоже восемь. Теперь отмеряй воду и каждую чашечку отмечай черным кружком, пока белых и черных кружков не станет поровну, по восемь.

Каждый черный кружок, как и раньше, кладется под белым, так что получившаяся модель наглядно демонстрирует равенство.
Налейте одинаковое количество воды в два прозрачных сосуда разной формы - узкий высокий и низкий широкий (узкий стакан и банку).
- Как ты думаешь, где больше воды - в стакане или в банке?

Почти наверняка ребенок решит, что больше в стакане.
- Ну а теперь давай узнаем это точно. Померим воду и там и там.
В результате измерения и выкладывания меток ребенок убеждается, что количество воды одинаково. Объясните ему, что стакан уже банки, поэтому вода в нем поднимается выше и кажется, что ее больше.
При измерении объема жидкостей или сыпучих тел легко показать, что количество мерок изменяется, если изменяется величина самой мерки.

Возьмите две одинаковые стеклянные банки, наполненные водой (или, например, песком).
- Это будет моя банка, это твоя. Как ты думаешь, у нас с тобой поровну воды в банках?
- Поровну.
- Давай ее измерим. Я буду измерять чашечкой, а ты - стаканом. Я буду класть белые, а ты - черные метки.
- Сколько чашечек у меня получилось?
- Восемь.
- А сколько у тебя стаканов?
- Четыре.
- Восемь и четыре - это одинаково или нет?
- Нет, восемь больше, четыре меньше. А ведь воды было одинаково. В чем дело?

По всей вероятности, ребенок догадается, что стакан больше чашечки, поэтому стаканов получилось меньше. Если не догадается, придите ему на помощь: покажите, что в стакан помещается две чашечки воды.
Но главное - не установление взаимного соответствия разных мерок, а понимание ребенком того факта, что одно и то же количество, измеренное разными мерками, дает разный числовой результат.

Очень полезно продемонстрировать эту закономерность на материале взвешивания предметов. Для этого, естественно, потребуются весы, причем обязательно с двумя чашками. Для предварительного ознакомления ребенка с работой весов организуйте взвешивание пар предметов.
- Что тяжелее, зайка или матрешка? Попробуй "взвесить" их на ладонях и угадать Тебе кажется, что матреш
ка? Давай проверим. Положим на весы. Правильно! Чашечка с матрешкой опустилась вниз. Значит, она тяжелее.

Основной вид занятий с весами - сравнение веса небольших предметов при помощи гирек, которыми могут служить старые монетки 1, 2, 3 и 5 копеек. Объясните ребенку, что гирьки дают возможность узнать не только, что тяжелее, но и на сколько тяжелее.
Хорошим материалом для взвешивания могут служить спичечные коробки, наполненные спичками, пуговицами и т.п.

Сначала взвешивается одна коробка, потом другая. Гирями служат одинаковые монеты, для начала копеечные. Их 10 штук. Количество монет, потребовавшееся, чтобы уравновесить коробку, сосчитывается и отмечается рядом меток.
Та же процедура проделывается со второй коробкой. Два ряда меток разного цвета составляют наглядную модель. По ней определяется, на сколько гирек (копеек) одна коробка тяжелее другой (сосчитывается количество меток, на которое один ряд оказывается длиннее другого).

Другие две коробки оказываются тяжелее. Первая из них уравновешивается восемью копейками, но на вторую десяти копеек не хватает. А больше их нет. Зато есть двухкопеечные монетки Догадается ли ребенок, как ими можно воспользоваться? Вряд ли. Подскажите ему: нужно перевесить первую коробку, используя новые "гирьки" (двухкопеечные монетки), а потом при их помощи взвесить и вторую. Все остальное проделывается так же, как с копейками. Но теперь одна из коробок оказывается тяжелее другой на две двухкопеечные монетки.

Ребенку легко показать, что двухкопеечная монетка весит столько же, сколько две копеечные. Затем ими можно пользоваться вперемешку, но при откладывании меток брать одну для двухкопеечной монетки, а одну - для двухкопеечных.
Другой вариант - для каждой копеечной монетки откладывается одна метка, для каждой двухкопеечной - две.

Наиболее полное представление о том, что число зависит от величины мерки, принятой за единицу, ребенок может получить, научившись откладывать результаты измерения в виде отрезков оси.

Ось - горизонтальная линия, начерченная на разграфленном в клетку листе бумаги. Ее начальная точка обозначена цифрой "0". Договоритесь с ребенком, что теперь, вместо того чтобы при взвешивании предметов отмечать каждую гирьку-копейку кружком (меткой), вы будете отмечать ее одной клеткой на оси. Чтобы такая отметка была хорошо видна, ее лучше делать в виде дуги, нанесенной цветным карандашом (или фломастером). Для гирек, которыми взвешивается один предмет, отметки будут делаться красным карандашом вверх от линии, для гирек, потребовавшихся при взвешивании другого предмета, - синим карандашом вниз от линии.

В случае взвешивания двух коробок, одна из которых весит 6, а другая 8 граммов (копеек), модель будет выглядеть так, как показано на рисунке.

Большая "гирька" (двухкопеечная монета), которая весит столько же, сколько две маленькие (копеечные монеты), в такой модели отмечается сразу двумя клетками. Это дает возможность сравнить вес и в том случае, когда один предмет измеряется весовой меркой одной величины, а другой - меркой другой величины.

Графическая модель - достаточно универсальное средство. Ее можно использовать, конечно, не только для фиксации результатов взвешивания, но и для фиксации результатов использования любых условных мерок (длины, объема и др.). Удобна она и для того, чтобы показать ребенку, что и числа, определяющие количество элементов совокупности, зависят от избранной мерки. Большей частью меркой в этом случае служит один элемент совокупности - отдельно взятый предмет. Но можно договориться, что меркой будет не один, а, например, два или три предмета. Это - "составная" мерка, благодаря которой становится возможным "счет группами". Он не только углубляет представление о числе, но и служит хорошей подготовкой к последующему усвоению умножения и деления.

- Разложи кубики из этой коробки по 3. Отметь, сколько получилось кучек. Спичечные коробки разложи по 2. Отметь, сколько получилось кучек здесь
- Чего больше, кучек карандашей или кучек коробок? Посчитай их. Правильно, кучек карандашей 5, а кучек коробок - 6. Шесть больше пяти. Значит, кучек коробок больше. А теперь скажи, чего больше - всех карандашей или всех коробок? (Это можно определить по модели сразу, без подсчета.) Почему? Да потому, что в каждой кучке
карандашей больше, чем коробок.

От измерения предметов можно переходить к простым устным задачкам.
- Иду я по лесу. А из-за поваленного дерева заячьи уши торчат. Шесть ушей. Сколько там было зайцев? Правильно, три. Нарисуй, пожалуйста, как ты посчитал.

Идет поезд, а на платформе легковые машины везут, брезентом накрытые. Видно только, что на каждой платформе 8 колес. Сколько машин поместилось на платформу?
Графическая модель типа оси удобна для ознакомления ребенка с отношением целого и части, которое лежит в основе овладения действиями сложения и вычитания. Фактически всякое число, указывая на отношение мерки к измеряемой величине, определяет эту величину через количество ее равных частей (единиц). Обучаясь отмечать на оси отрезки, соответствующие разным условным меркам, ребенок тем самым уже показывал, на сколько равных частей делится в данном случае измеряемое целое, будь то объем, масса или совокупность отдельных предметов. Но само представление о целом и частях до сих пор ему не давалось. Это представление дети усваивают с трудом: ведь отношения целого и части сложны. Величина части зависит одновременно от величины целого и количества частей, на которые оно разделено.
Для первоначального ознакомления с отношением части и целого следует вернуться к измерению непрерывных величин и выражению его результатов в виде графической модели. Но на этот раз будет измеряться дважды одна и та же величина, например вода, находящаяся в банке. Ее количество должно составлять два полных больших стакана и четыре полных маленьких стаканчика (чашечки).

- Давай измерим, сколько воды в банке. Для этого у нас есть разные мерки: большой стакан и маленький стаканчик. Сначала посмотрим, сколько получится маленьких стаканчиков, Измерь и отмерь сверху на линеечке (при измерении вода переливается в другую банку). А теперь измерь воду большим стаканом и отметь снизу на линеечке.

Ребенок выполняет задание.
- Покажи, где на линеечке отмечена вся вода, которая есть в банке. А теперь - где та вода, которая помещается в большой стакан. Видишь, в большой стакан помещается не вся вода, а только ее часть. Сколько получилось таких частей? Посчитай. Правильно, две. Когда что-нибудь делят на две части, то каждая из них называется половиной. В стакан помещается половина всей воды. А сколько воды помещается в маленький стаканчик? Посчитай, сколько маленьких стаканчиков нужно было наполнить, чтобы перелить всю воду? Четыре. Когда что-нибудь делят на четыре части, каждая из них называется четвертью. В маленький стаканчик помещается четверть всей воды. Какая часть больше, половина или четверть?

Следует учитывать, что графическая модель в виде оси не дает возможности сравнивать по величине части, на которые делятся разные величины. Но пока этого и не требуется. Достаточно, если ребенок усвоит, что целое всегда больше тех частей, на которые его разделили, что, чем больше получено частей, тем меньше каждая часть, и если все части собрать вместе, то получится снова целое.

Это полезно демонстрировать на самом разном материале, причем обязательно не только на непрерывных величинах, но и на совокупностях, состоящих из отдельных элементов. Так, кубики в том примере, который приводился выше, были разделены на пять равных частей, по три кубика в каждой части. А спичечные коробки были разделены на шесть равных частей, по две коробки в каждой части.

Напомним снова, что материал, помещенный в этой главе, вовсе не исчерпывает той работы по овладению математическими представлениями, которую можно вести с пятилетним ребенком. Он относится только к пониманию значения числа и единицы и должен быть дополнен материалом, направленным на ознакомление ребенка с числовым рядом, числами и математическими знаками, овладение счетом, действиями сложения и вычитания, решением простейших арифметических задач.

 

 
       

К списку разделов Клуба

На Главную страницу

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Страничка создана 07.04.2007

Почтовый адрес: Россия, 127349, г. Москва, Шенкурский проезд, д.10а.
тел. (499) 909-7221, e-mail: dou908@hotbox.ru

Обновлено 5 марта 2009 г


 

 

Hosted by uCoz